Церковные чины православной церкви
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Также как и много различных религий, есть и различные церковные чины православной церкви. Все должно подчинятся определенному порядку. Знание чинов поможет не только разобраться в иерархии, но и знать как правильно обращаться к тому или иному священнослужителю.
Чины в православии
Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:
- миряне,
- церковнослужители,
- священнослужители.
Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.
К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:
- сторожа,
- чтецы,
- певчие,
- алтарники,
- старосты,
- трудники,
- катехизаторы и прочие.
Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.
Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:
- белое носит женатое духовенство,
- черное – те, кто монашествуют.
Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:
Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona
Полезные статьи:
«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО1) Не усложнять себе жизнь многими заботами. 2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их. 3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений. 4) Научить себя и детей приноси… Читайте далееО молитве последних Оптинских старцевПротоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться. Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и … Читайте далее- дияконов,
- священников,
- епископов.
Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.
Церковная иерархия
Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.
Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.
Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.
Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.
Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.
Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.
Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.
Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.
Господь всегда с Вами!
НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали… Читайте далее- Интересное в православии
- Это необходимо знать каждому
ikona-i-molitva.info
Чины церковные
Как мир видимый подчинен порядку, так и мир духовный благочинно устроен. Хотя видеть стройность не всякий может.
Чины в церкви
В православной церкви существует народ божий, и делится он на три типа: миряне, церковнослужители и священнослужители. С мирянами (т.е. простыми прихожанами) обычно всем все понятно, но на деле это не так. Для многих (к сожалению, и для самих мирян) уже давно стала привычной идея бесправности и раболепства простого человека, но роль мирянина является самой главной в жизни церкви. Господь пришел не что бы Ему служили, но Сам послужил спасению грешников. (Мф. 20:28), и апостолам заповедал творить так же, но и простому верующему указал путь бескорыстной жертвенной любви к ближнему. Дабы все были едины.
Миряне
Мирянами являются все прихожане храма, которые не призванны к священнослужению. Именно из мирян Церковь Духом Святым поставляет на служение во все необходимые ступени.
Церковнослужители
Обычно этот тип служащих редко выделяется из мирян, но он существует и играет огромную роль в жизни Церкви. К данному типу относятся чтецы, певчие, трудники, старосты, алтарники, катехизаторы, сторожа и многие другие должности. Церковнослужители могут иметь явные отличия в одеждах, но могут и не выделяться внешне.
Священнослужители
Священнослужители обычно называются клиром или духовенством и делятся на белых и черных. Белое — это женатое духовенство, черное — монашествующие. Управлением в Церкви может заниматься лишь черное духовенство, не обремененное семейными заботами. Клир так же имеет иерархическую степень, которая указует на вовлеченность в богослужение и духовное окормление паствы (т.е. мирян). Например, диаконы лишь участвуют в богослужении, но не совершают Таинств в Церкви.
Иерархическая степень | Белое | Черное |
Диакон | Диакон Протодиакон | Иеродиакон Архидиакон |
Священство | Иерей Протоиерей Протопресвитер | Иеромонах Игумен Архимандрит |
Архиерейство | Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх |
Одежды духовенства делятся на повседневные и богослужебные. Однако, после переворота 1917 года носить любую церковную одежду стало небезопасно и для сохранения мира было разрешено носить одежду светскую, что практикуется и по сей день. Виды одежд и их символическое значение будут описаны в отдельной статье.
Для новоначального прихожанина нужно уметь отличать священника от дьякона. В большинстве случаев отличием можно считать наличие
Некоторые простые правила для всякого христианина
- Всякий, пропускающий многие дни богослужение, не может считаться христианином. Что естественно, ибо как желающему жить в теплом доме естественно оплачивать тепло и дом, так и желающему духовного благополучия естественно духовное делание. Вопрос, почему нужно ходить в храм, рассматриваться будет отдельно.
- Кроме присутствия на богослужении существует традиция носить скромную и не вызывающую одежду (хотя бы в храме). Пока опустим причину и этого установления.
- Соблюдение постов и молитвенных правил имеет естественные причины, так как грех изгоняется, как сказал Спаситель, только молитвою и постом. Вопрос, как поститься и молиться решается не в статьях, а в храме.
- Верующему естественно воздерживаться от излишеств в слове, еде, вине, веселье и т.п. Ибо еще древние греки заметили, что для качественной жизни во всем должна быть мера. Не крайность, но благочиние, т.е. порядок.
Верующие должны помнить, что Церковь напоминает о порядке не только внутреннем, но и внешнем, и это касается всех. Но так же не нужно забыть, что порядок — дело добровольное, а не механическое.
www.m15.ru
Основные чины святости (категории святых)
Согласно христианскому вероучению, «един Бог без греха», все люди, даже самые большие праведники, совершают грехи. Тем не менее, церковь выделяет людей, которые молитвой, добрыми делами удостоились перед Богом особой чести, стяжали святость.
Канонизация святых– возведение в чин святых. Условия канонизации – должен сложиться культ почитания святого, чудеса от мощей, предметов, нетленность мощей, мироточение освященных икон в церкви, доказательства святости жизни.
Пресвятость(«святее всех святых») – только одна Богородица, Дева Мария.
Апостолы – это особый чин святости. К апостолам примыкают равноапостольные – они, подобно апостолам, принесли христианство целым народам (РПЦ почитает как Равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира).
Пророки –ветхозаветные пророки Моисей, Илья Пророк и т.д.
Праведные –канонизированные миряне (Авраам, праведная Иулиания и т.д.).
Преподобные –канонизированные монахи (Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский).
Святители –канонизированные высшие церковные иерархи (патриархи, митрополиты) – митрополит Петр (ХIVв.), патриарх Тихон (ум. в 1925 г.).
Мученики –умершие за веру, самый массовый чин святости (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья –IIв., сейчас канонизированы новомученики ленинско-сталинского времени)
Благоверные –канонизированные правители (цари, князья) – Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской.
Страстотерпцы –«претерпевшие страсти», умершие глубоко по-христиански, но не за веру – как царственные страстотерпцы, канонизированы НиколайIIи царская семья.
Блаженные –канонизированные юродивые, на Руси их было особенно много, это своеобразный вклад русского православия во Вселенское православие («юродь» — божья болезнь, юродивые во Христе ходили голыми, делали вид, что они страшные грешники, но на самом деле не грешили даже в женских банях). Василий Блаженный. На Руси было немало обманщиков, которые только играли роль юродивых, но на самом деле юродивыми во Христе не были – они, естественно, не канонизировались (пример: Гришка Распутин)
До 1054 г. церковь была единой и православнойи на Западе и на Востоке (папы Римские иногда даже спасали православие, т.к. на Востоке, в Византии часто развивались ереси).
1054 г. – Великая схизма(раскол) церквей – восточная часть осталась православной, западная сталакатолической.
ХVIв. –Реформация— раскол в западной церкви на католиков ипротестантов. Т.о, сложились три христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.
Основные отличия католицизма от православия
Отличия в таинствах:
— крещение – у православных полное погружение крещаемого (так же, как крестили первые христиане), у католиков – окропление.
— причастие – у православных – как в первые века существования христианства — полное причастие для всех (и священникам, и мирянам дают и хлеб и вино), у католиков – мирянам только хлеб, с 1965 г. католики-миряне могут требовать для себя полного причастия; освященный хлеб тоже разный – у православных квасный хлеб, у католиков — опресноки
— миропомазание – у православных сразу после крещения, у католиков – миропомазание только при совершении церковного совершеннолетия (не раньше 12-14 лет)
2. В управлениицерквами – у католиков единоличный глава всей католической церкви во всем мире (папа Римский), у православных принцип автокефалии – самоуправления поместных церквей (греческой, болгарской, русской и т.д.).
3. Главный праздник– у православных Пасха, у католиков Пасху затмило Рождество.
4. Дни поста– у православных традиция раннего христианства – среда и пятница, у католиков – суббота. Один из Вселенских Соборов отметил это нарушение апостольского обычая в западной церкви.
5. Литургия(служба с причастием) у католиков – только на латыни, у православных – на национальных языках (с 1965 г. католики разрешили службу на национальных языках, но латинский язык остается главным). «Вульгата» — латинский перевод Библии — признана боговдухновенной.
6. Целибат(безбрачие) – в православии только для монахов, у католиков – и для священников (в православии попы брачные).
7. В обрядах и символах– православные крестятся тремя пальцами справа налево, католики – пятью пальцами слева направо, основной крест — у католиков четырехконечный, у православных — восьмиконечный.
8. Католики ввели новые догматы, которых нет в православии:
— о непогрешимости папы Римского (в православии непогрешим только Вселенский Собор).
— о чистилище (в православии только рай и ад).
— о непорочном зачатии Девы Марии (согласно православной доктрине, она была зачата обычным образом и была подвержена первородному греху).
— о сверхдолжных заслугах святых (отсюда вековая практика индульгенций)
— о филиокве (вставка «и от Сына» в Символ веры – о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, как считают православные, но и от Бога-Сына). Отсюда – особая техника католической молитвы – вживание в роль распятого Христа. Искусственность в богослужении – орган, скульптуры в костелах. В православии – «умная» (сердечная) молитва, вживание в роль Христа соседствует с гордостью, нет органа и скульптур, есть только иконы и духовное хоровое пение.
Все эти отличия существуют при очень большом сходстве двух конфессий. Очень важно, что католики и православные взаимопризнают благодатность священников, каноничность их рукоположений, реальность таинств друг друга (если католический священник переходит в православие или наоборот – его не рукополагают заново, а сразу ставят священником – считается, что он уже рукоположен).
География христианских конфессий:
Православные страны– Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Греция, Болгария, Румыния, Сербия (Армения близка к православию, но есть и определенные отличия).
Католические страны – Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Польша, Чехия, Филиппины, вся Латинская Америка, Литва.
Протестантские страны – Англия, США, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Канада, Австралия, Эстония.
Больше всего в мире католиков, меньше всего – православных (так сложилось исторически)
studfiles.net
» Христианская иерархия
Христианская иерархия
Иерархия христианской церкви именуется «трехчинной», поскольку она состоит из трех основных ступеней:
– диаконата,
– священства,
– архиерейства.
А также в зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на «белое» – женатое, и «черное» – монашествующее.
Представители духовенства, как «белого», так и «черного», имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за особые заслуги перед церковью или «за выслугу лет».
Иерархичес- кая степень | «Белое» духовенство | «Черное» духовенство | Обращение |
Диакон | Диакон | Иеродиакон | Отец диакон, отец (имя) |
Протодиакон | Архидиакон | Ваше Высокоблаговестие, отец (имя) | |
Священство | Иерей (священник) | Иеромонах | Ваше Преподобие, отец (имя) |
Протоиерей | Игумен | Ваше Высокопреподобие, отец (имя) | |
Игумения | Досточтимая матушка, матушка (имя) | ||
Протопресвитер | Архимандрит | Ваше Высокопреподобие, отец (имя) | |
Архиерейство | Епископ | Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя) | |
Архиепископ | Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя) | ||
Митрополит | Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя) | ||
Патриарх | Ваше Святейшество, Святейший Владыка |
Диакон (служитель) называется так потому, что обязанность диакона – служить при Таинствах. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных, а потом они служили и при совершении Таинств, при отправлении общественного богослужения, и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении.
Протодиакон – главный диакон в епархии или кафедральном соборе. Титул дается диаконам после 20 лет служения в священном сане.
Иеродиакон – монах в чине диакона.
Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.
Иерей (священник) властью своих епископов и по их «поручению» может совершать все богослужения и Таинства, кроме Хиротонии (Священства – Рукоположения в священный сан), освящения Мира (Благовонного масла) и антиминса (четырехугольного плата из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия).
Протоиерей – старший священник, титул дается за особые заслуги, является настоятелем храма.
Протопресвитер – высшее звание, исключительно почетное, дается за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Иеромонах – монах, имеющий сан священника.
Игумен – настоятель монастыря, в женских – игумения.
Архимандрит – монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству.
Епископ (блюст
kazanskoe-nikolay.ru
Термины церкви и чины ее служителей.
***
Автокефалия (греч. — самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других). Архиепископ (греч.) – старший епископ. Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника. Благословение – осенение кого-либо крестным знамением. Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях. Викарий (от лат. — заместитель) – епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией. Диакон – первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения
Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат.
Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.
Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения в диакона и в иерея.
Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита. Игуменья – настоятельница женского православного монастыря. Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства). Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения в иереи. Иеродиакон – монах в сане диакона. Иеромонах – монах в сане иерея. Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д. Миряне – рядовые верующие. Митрополит – архиерей очень крупной церковной области. Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме. Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви. Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви. Пресвитер (греч. – Старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.
Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.
Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — Первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник).
Старший Иерей (священник), обычно является настоятелем храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. В Московском патриархате протоиерейство даётся не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или через десять лет после хиротонии при условии назначения на руководящую должность. Кроме того, архиерей может по согласованию с патриархом рукополагать протодиакона сразу в протоиереи. Святитель — архиерей. Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.
Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.
Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии:
диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская.
Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один.
Диакон из монашествующих служителей называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих священников). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение в епископы совершается несколькими епископами. (См. также – “Вопросы о церковной иерархии” и “Вопросы о церковном этикете”). Хиротония — Священство, рукоположение или хирото́ни́я (греч. χειροτονία) — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются в среде христианских конфессий. Правом совершения рукоположения во многих христианских конфессиях обладает только епископ. [2] Хиротесия — это не Таинство, в отличие от Хиротонии, которая является Таинством. Хироте́сия (греч. χειροθεσία, от χείρ — рука [хе́йр, позднегреч. хир] и τίθημι [ти́тъэми] — полагать, класть, отсюда — возложение рук, руковозложение) в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира в церковнослужители. Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).Через хиротесию также осуществляется посвящение клириков в правительственные степени (т. е. степени иерархии священноначалия). Главным отличием хиротесии от хиротонии является то, что в ней посвящаемому человеку не сообщается благодать священства (во время её совершения епископом не произносятся слова призывания благодати на посвящаемого). Также хиротесия, в отличие от хиротонии, совершается не в алтаре, а в самом храме. [3]
Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.Церковная иерархия
Какие степени священства существуют?В Православии существует три степени священства:
диакон, священник, епископ.
Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («Целибат» — по-латыни «холост»).
Диаконы и священники — целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так: Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень — великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка «схи» — схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение «отец» (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально, что характерно для обращения священнослужителей между собой: «Отцы и братья. Прошу внимания».
Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно — на «вы» (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»).
Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты». И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «Отец Иоанн» (не «отец Иван»), «диакон Сергий», (а не «диакон Сергей»). «Патриарх Алексий» (а не «Алексей»). Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе). В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями? Разница в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов. Епископы, поставляя Пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения вышеупомянутых шести Таинств и других священнодействий. Кроме епископов и священников, существует ещё чин Диаконов (диакония — служение греческ.), которые при посвящении их получают Благодать в той полноте, которой достаточно им для выполнения их диаконского служения. Иначе говоря, диаконы сами не совершают священнодействий, но «служат», помогают епископам и священникам совершать священнодействия.Священники «священнодействуют», то есть совершают шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божьему и руководят духовной жизнью доверенной им паствы.
Епископы совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви, или входящие в них епархии, объединяющие различное количество приходов, руководимых священниками. «Между епископами и пресвитерами, — говорит святой Иоанн Златоуст, — нет большого различия, так как и пресвитерам, предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами». [4] Нужно также добавить, что
посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же
епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами.
Ссылки:
[4] Настольная книга священнослужителя. Издание
Московской Патриархии. Москва, 1983г. Стр. 339.
www.mirvera.com
Церковная иерархия — табель о рангах священнослужителей
Что такое церковная иерархия? Это упорядоченная система, определяющая место каждого церковного служителя, его обязанности. Система иерархии в церкви очень сложная, а зародилась она в 1504 году после события, которое получило название «Великого церковного Раскола». После него православные церкви получили возможность развиваться автономно, самостоятельно.
Прежде всего, церковная иерархия выделяет белое и черное монашество. Представители черного духовенства призваны вести максимально аскетический образ жизни. Они не могут вступать в браки, жить в миру. Такие чины обречены вести либо скитальческий, либо изолированный образ жизни.
Белое духовенство может вести более привилегированную жизнь.
Иерархия РПЦ подразумевает, что (в соответствии с Кодексом чести) главой Русской Православной Церкви является патриарх Константинопольский, носящий официальный, символический титул Патриарха Вселенского.
Однако формально русская церковь ему не подчиняется. Церковная иерархия главой считает Патриарха Московского и Всея Руси. Он занимает высшую ступень, но власть и управление осуществляет в единстве со Священным Синодом. В него входят 9 человек, которые выбираются на разной основе. По традиции митрополиты Крутицкий, Минский, Киевский, Петербургский являются его постоянными членами. Пятерых же оставшихся членов Синода приглашают, причем их епископат не должен превышать полугода. Постоянным членом Синода является Председатель внутрицерковного ведомства.
Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название архиереев. К ним относятся:
- митрополиты;
- епископы;
- архимандриты.
Архиереям подчиняются священники, которые считаются главными на местах, в городских или иных приходах. От рода деятельности, обязанностей, которые возложены на них, священники разделяются на иереев и протоиереев. Человек, на которого возложено непосредственное руководство приходом, носит титул Настоятеля.
Уже ему подчиняется младшее духовенство: диаконы и попы, чьими обязанностями является помощь Настоятелю, другим, более высоким духовным чинам.
Говоря о духовных званиях, не следует забывать, что иерархии церквей (не путать с церковной иерархией!) допускают несколько разные толкования духовных титулов и, соответственно, дают им другие названия. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.)
Все вышеперечисленные титулы относятся к белому духовенству. Черная церковная иерархия отличается более жесткими требованиями к людям, принявшим сан. Высшей ступенью черного монашества является Великая Схима. Она подразумевает полное отчуждение от мира. В русских монастырях великие схимники живут отдельно от всех, не занимаются никакими послушаниями, но день и ночь проводят в непрестанных молитвах. Иногда принявшие Великую Схиму становятся отшельниками и ограничивают свою жизнь множеством необязательных обетов.
Предшествует Великой Схиме Малая. Она также подразумевает исполнение ряда обязательных и необязательных обетов, важнейшие из которых: девство и нестяжание. Задача их – подготовить монаха к принятию Великой Схимы, полностью очистить его от грехов.
Принять малую схиму могут монахи-рясофоры. Это низшая ступень черного монашества, на которую вступают сразу после пострига.
Перед каждой иерархической ступенью монахи проходят особые обряды, им меняют имя и назначают Святых покровителей. При смене титула ужесточаются обеты, меняется одеяние.
fb.ru
Церковная иерархия чинов в православии
религия Христианство и Православие
Священная иерархия или священноначалие в православной церкви – три степени священнического служения, происхождение которых ведется еще от апостолов. Эти три иерархические степени – епископ, пресвитер (священник) и диакон. Все три степени сообщаются через рукоположение – благодатное таинство священства, иначе называемое хиротония.
Условно священство делится на 2 группы – белое (женатые) и черное (монахи).
Алтарники, чтецы, звонари и др. не проходят рукоположение, а просто, получают благословение священника на служение.
Иподиакон – нерукоположенный служитель, помогающий на архиерейской службе. Отличается от прочих, тем, что имеет право носить орарь (диаконскую ленту) перекрещенный на груди. На служение получает благословение епископа.
Степень священства | Сан “Черного” духовенства, | Сан “белого” духовенства | Обращение официальное | Обращение личное, неофициальное |
Диакон | Иеродиакон | Диакон | Ваше преподобие | Отец диакон |
Нет | Протодиакон | — | — | |
Архидиакон | Архидиакон (редко) | — | — | |
Священник | Иеромонах | Священник=иерей | Ваше преподобие | Батюшка, отец (такой-то) |
Игумен | Протоиерей | Ваше Высокопреподобие | — | |
Архимандрит | Протопресвитер | — | — | |
Епископ | Епископ=архиерей | Нет | Ваше Преосвященство | Владыка |
Архиепископ | Нет | Ваше Высокопреосвященство | — | |
Митрополит | Нет | — | — | |
Патриарх | Нет | Ваше Святейшество | Ваше Святейшество |
Любой из монахов может принять схиму, после этого они будут: схииеродиакон, схиархимандрит и т.д.
ритуалы
znaharka.com.ua